Искать, всегда искать!

На фото сверху: Дом в Тамбове на улице Августа Бебеля, 28, где жила художница Т. А. Лебедева

ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИИ О ТАМБОВСКОЙ ХУДОЖНИЦЕ Татьяне Александровне ЛЕБЕДЕВОЙ

Искусствоведческое, краеведческое исследование сродни расследованию детективному, тут так же много непонятного и загадочного. Заниматься подобным исследованием так же сложно и так же интересно. Но криминалист ограничен во времени – иначе будут потеряны следы и улики. А исследователь-искусствовед порой на свою работу тратит немало времени, пытаясь найти то, что его интересует, и для этого работает в архивах, библиотеках, интернете, а также общается с разными людьми. Бывает и так, что поиски остаются безрезультатными.
Тамбовская художница Татьяна Александровна Лебедева до сих пор неизвестна даже многим специалистам, не говоря уже о широком круге любителей изобразительного искусства, и лишь сейчас открываются новые сведения о ее жизни и творчестве.

Т. А. Лебедева
Т. А. Лебедева

Меня давно интересует история тамбовского изобразительного искусства, изучению этой темы я посвятил не одно десятилетие.
Однажды, просматривая подшивки газеты «Тамбовская правда», я остановился на статье Н. Андреева «Ученица Фаворского». Это был номер от 8 февраля 1978 г. Там была и фотография – портрет красивой молодой женщины с правильными чертами лица. Автор статьи, член Союза журналистов СССР, сообщал о Т. А. Лебедевой, которая училась в одной из тамбовских школ, а в конце 1920-х гг. окончила графический факультет ­ВХУТЕИНа, где училась у выдающегося художника В. А. Фаворского.
Как писал Андреев, после окончания образования художница успешно занималась гравюрой и живописью, но больше всего ей удавались портреты.
В 1940-е гг. Татьяна Александровна была членом Тамбовского отделения Союза художников. В эти годы она выполнила серию портретов наших земляков – рабочих завода «Комсомолец», а также написала портреты врача А. В. Быстрова, директора музыкального училища М.Н. Реентовича, революционера В.Д. Андреева и др.
Лебедева писала и жанровые картины: «Сбор подарков Красной Армии», «Снова в родной школе». В годы Великой Отечественной войны она работала над плакатами. После войны художница вернулась в столицу, где занималась книжной графикой, в частности, иллюстрировала произведения любимого ею Достоевского.
Осенью 1965 г. правление МОСХа (Московского союза художников) провело ее творческий вечер. Завершалась статья так: «До конца своих дней ученица Фаворского не выпускала кисти из рук».
Публикация заинтересовала, хотя сведений о незнакомой для меня художнице в статье было мало.

В 1978 году Т. Лебедевой уже не было в живых. А в каком году она родилась?
Упоминание о Лебедевой встречается в знаменитой книге тамбовского искусствоведа В.И. Михайлова «Художники Тамбовского края» (Л., 1976): «В состав творческой группы местного отделения Союза художников входили живописцы В. Н. Кожухов, А. Н. Нестеров, П. И. Дмитриев, Т. Н. Емельянова, Н. И. Фрейман, Т. А. Лебедева». Михайлов пишет, что эти художники в годы Великой Отечественной войны работали над «Окнами ТАСС», где требовалось в короткий срок откликнуться на очередную злободневную тему. В среднем одному художнику приходилось размножать на дому до 200 экземпляров каждого нового выпуска. За годы войны тамбовские художники изготовили сотни номеров «Окон ТАСС», вывешивавшихся как в самом городе, так и в районах области, написали десятки панно, а также большое количество портретов героев-фронтовиков.

Отец художницы – врач Александр Васильевич Лебедев
Отец художницы – врач Александр Васильевич Лебедев

Пишет Михайлов и о том, что в 1940-е гг. в советском искусстве появляются картины, посвященные теме возвращения демобилизованных воинов в родные места: «Так Т. Лебедева написала картину “Снова в родной школе” (местонахождение неизвестно)».
У Михайлова те же сведения, что и в статье Андреева. Но сам факт, что Михайлов дважды упоминает Лебедеву в своей книге, сжатой рамками монографии, говорит о том, что он не мог обойти ее, освещая деятельность Тамбовского союза художников в ­1940-е годы.
Кто такой этот Андреев? Почему он так много знает про Лебедеву? Почему о ней ничего не известно сегодня? Где работы Лебедевой? Текст в газете хоть и был короток, но не оставлял сомнений, что автор не только лично знаком с Лебедевой, но и пишет обо всём со знанием дела – он может быть или художником, или искусствоведом.
Начались поиски Андреева. В каталогах тамбовских выставок 1940–1950-х гг. был экспонентом Н.А. Андреев. Не тот ли это человек? Расспросы старых журналистов, работавших когда-то в тамбовской печати, мало что дали, ведь с той публикации прошло более 35 лет. Правда, тамбовский журналист и краевед А.С. Чернов знал художника по фамилии Андреев, но сообщил о нем так мало, что трудно было сказать, тот ли это был человек, которого я искал. Ничего не знает про Андреева и «Тамбовская энциклопедия».
Ни к чему не привела попытка узнать, есть ли работы Н.А. Андреева и Т.А. Лебедевой в Тамбовском краеведческом музее, фонды этого музея для исследователя недоступны.
Немногим лучше были результаты, когда я попробовал найти что-то об Андрееве в Тамбовской областной картинной галерее. Несколько его живописных работ там, впрочем, есть, но это известно лишь по учетным карточкам, а вот фотографии этих работ в документах отсутствуют! Видимо, это дело далекого будущего. А доступ в фонды там такой же, как и в краеведческом музее. И биографическими сведениями о художнике в галерее со мной не смогли поделиться по причине отсутствия такой информации.
Где искать? Нужно обратиться к Денисову.

Художник и журналист Н. А. Андреев
Художник и журналист Н. А. Андреев

У тамбовского «собирателя», как он предпочитает себя называть, С.Н. Денисова есть много чего. В том числе теперь ему принадлежит и часть архива знаменитого когда-то тамбовского коллекционера Н.А. Никифорова. Справедливости ради нужно сказать, что Денисов, в отличие от музейных работников, старается не отказывать в помощи и готов поделиться тем, чем владеет (если, конечно, найдет, где это лежит у него).
У Денисова оказались два пейзажа кисти Н.А. Андреева, изображающие места Тамбова и выполненные в экспрессионистической манере. И эти работы ранее были в коллекции Никифорова. Ничего о самом художнике и о его творчестве Денисов не знал.
Снова просматриваю каталоги художественных выставок, читаю названия андреевских работ на них. Несколько пейзажей Андреева в каталогах имеют названия, связанные с Усманью. Значит, и Андреева что-то связывает с этим городом…
В 2008 г. я принимал участие в IV Липецком пленэре, и проходил он как раз в г. Усмани. Прекрасно помню этот пленэр и художников, которые работали рядом со мной.
Там у меня появился приятель, местный краевед. Он давал мне тогда свой телефон, и хотя его номер где-то затерялся, сегодня в социальных сетях найти кого угодно можно за пару минут. Связываюсь с усманским коллегой по скайпу!
Он сообщает мне, что Николай Александрович Андреев – очень известный в их городе человек. Он был художником и журналистом, о нем много информации и в местном музее. Знает об Андрееве и усманская энциклопедия. Сохранились живописные работы художника. Но в родном городе он известен прежде всего как журналист, потому что в начале 1920-х гг. был одним из первых редакторов местной газеты. В течение своей жизни Андреев публиковал свои статьи – и в местной усманской прессе, и в прессе тамбовской, и липецкой.
Про этого человека стоит писать отдельно. Он принадлежит в равной степени и тамбовскому, и липецкому изобразительному искусству. Андреев учился в тамбовской гимназии, между прочим, вместе с В.Г. Белоцветовым, ставшим впоследствии известным тамбовским художником. Позже вместе с Белоцветовым они учились у знаменитого живописца А.В. Фонвизина в художественной студии тамбовского Пролеткульта. Андреев и Белоцветов были затем активными членами АХРР, а их старший товарищ и наставник в искусстве – руководителем Тамбовского отделения Ассоциации художников революционной России.
Андреева всю жизнь связывали дружеские отношения с этим большим мастером, и когда Фонвизин жил уже в Москве, Николай Александрович посещал его там.

Ольга Ильинична Подобедова, доктор исторических наук
Ольга Ильинична Подобедова, доктор исторических наук

Среди фотографий, сохранившихся в архиве Андреева, есть одна, на которой он запечатлен вместе с Н.А. Никифоровым.
Все пути опять ведут к Денисову. Наверняка Никифоров с Андреевым были хорошо знакомы и их совместная фотография не случайна, а в архиве коллекционера должно быть еще что-то андреевское, кроме нескольких его этюдов, которые я уже видел.
И Денисов находит! Нет, это, к сожалению, не работы Лебедевой. Но тоже очень интересно!
Это конверт, на котором написано: «Татьяна Лебедева художница» и цифры – «8.11.76». В конверте две фотографии и письмо Н.А. Андреева к Н.А. Никифорову. Одна фотография – оригинал той, что опубликована в материале Андреева «Ученица Фаворского», другая фотография с открытия выставки Лебедевой, о которой упоминал Андреев в своей статье. На обороте текст: «Творческий вечер 1965 г. Общий вид зала. Выступает доктор искусствоведческих наук Подобедова О.И. Очень высоко оценила работы». Фотография нерезкая, но на ней можно разглядеть сидящих перед зрителями: саму Лебедеву, мужчину, очень похожего на нее (скорее всего, ее брата), Андреева, а также выступающую Подобедову.
Письмо тоже интересное. Оно датировано 9 февраля 1978 г. Текст такой: «Дорогой Николай Алексеевич! Не сочтите за труд – пришлите мне 3 экз. газеты “Тамбовской правды” с моей корреспонденцией о Т.А. Лебедевой. Вы мне писали, что Перекальский обещал напечатать. Мне хотелось послать ее Борису Александровичу (брат Т.А.)… Я жду приезда Владимира Ивановича Михайлова… Ваш Н. Андреев».
Всё становится понятно: Андреев присылает Никифорову свою, как он пишет, «корреспонденцию о Лебедевой», чтобы Никифоров помог напечатать ее в «Тамбовской правде», так как он знаком и, видимо, в хороших отношениях с редактором газеты Перекальским. Никифоров просьбу исполнил. Правда, фотографию Перекальский напечатал только одну – портрет художницы, а вторую не стал публиковать по причине ее недостаточной резкости.
Узнав в общих чертах, кто такая Ольга Ильинична Подобедова, посмотрев список ее опубликованных трудов, я убедился, что Андреев был прав, когда с гордостью писал на обороте фотографии, что выступает доктор искусствоведческих наук, которая высоко оценила работы Лебедевой на той выставке.
О.И. Подобедова (1912–1999) действительно очень авторитетный специалист в искусствоведении. Она из окружения И.Э. Грабаря, очень много занималась древнерусским искусством, русскими историческими рукописями, миниатюрами и тому подобным. Она доктор наук (правда, исторических) с 1961 г. и еще профессор-консультант Института искусствознания и т.д. Правда, иногда она отвлекалась от основной своей темы, и у нее изредка появлялись работы и статьи о русских и советских графиках – Д.Н. Кардовском, Д.А. Шмаринове. Еще реже ее интересовала живопись, но иногда она писала о пейзажной живописи И.Э. Грабаря или о творчестве Е.Е. Лансере.
Почему пересеклись пути О.И. Подобедовой с Т.А. Лебедевой, непонятно.

Творческий вечер художницы Т. А. Лебедевой. Выставочный зал МОСХ. Осень 1965 г.
Творческий вечер художницы Т. А. Лебедевой. Выставочный зал МОСХ. Осень 1965 г.

Если Лебедева была членом Тамбовского союза художников, значит, нужно посмотреть, какие сведения о ней сохранились в архиве ТОСХ.
Личная карточка ее здесь есть! Очень интересно!
На месте фотографии, к моему большому разочарованию, – пусто! Или отклеил кто-то, или отклеилась эта фотография сама когда-то давным-давно, а потом и затерялась. Жалко!
Личную карточку художница заполняла собственноручно в 1951 г.
Дата рождения – март 1903 г. (точное число не указано). Место рождения – Сумской завод Сумского района Харьковской области. Отец – врач. Мать – учитель музыки.
Далее она пишет о себе так: «Окончила ВХУТЕИН, Полиграфический факультет, Москва. Годы учебы – 1922–1929. Получила специальность график-оригиналист». Вот это да! Как она называет свою специальность!
Сегодня даже не знаешь, как это прокомментировать.

Из личной карточки мы узнаем еще и то, что в 1929–1932 гг. она работала художником в издательствах: ГИЗе, ОГИЗе, ИЗОГИЗе, «Молодой гвардии» в Москве.
С 1930 г. стала участвовать в художественных выставках.
Серия гравюр «Завод» (1930) хранится в кабинете гравюр и рисунков в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Вот еще сведения очень важные – в 1944 г. художница награждена медалью «За доблестный труд» и грамотой ЦК Рабис (Союз работников искусств) за шефскую работу в госпиталях.
На вопрос в личной карточке, в каких выставках участвовала, Лебедева отвечает так: в 1933–1941 гг. – на Парижской выставке, на Нью-Йоркской выставке!
В личной карточке сохранилась и информация о владении художницей французским языком, и даже ее адрес в Тамбове: ул. Августа Бебеля, 28.
В ГАТО (Государственном архиве Тамбовской области) удалось тоже найти кое-что.
Из протокола заседания правления Тамбовской организации ССХ от 14 ноября 1955 г.: «Ввиду выбытия из Тамбова чл. ССХ т. Лебедевой Т.А. считать выбывшей из состава Тамб. ССХ».
Не сразу, и не в ГАТО, и не в архиве ТОСХ, но удалось найти и год смерти художницы. Ее не стало в 1977 г., скорее всего, это было в Москве.
Архиепископ Лука – в миру, выдающийся врач-хирург Валентин Феликсович Войно-
Ясенецкий, в свои молодые годы, до того как поступить в университет на медицинский факультет, учился на художника в Киевской рисовальной школе, а затем в частной художественной студии в Мюнхене, у художника Генриха Книрра. Священнический сан он принял, уже будучи врачом.
В 1944–1946 гг., как известно, архиепископ Лука возглавлял Тамбовскую епархию.
В сорок шестом году к В.Ф. Войно-Ясенецкому пришла заслуженная слава. За опубликованные труды по медицине, и в частности за книгу «Очерки гнойной хирургии», он был удостоен Сталинской премии первой степени. Случай беспримерный! Широкая общественность нашей страны, и не только нашей, заинтересовалась его личностью. Тут же архиепископа Луку стали донимать журналисты всех мастей, фотографы и даже художники.
В письме из Тамбова своему сыну Валентин Феликсович писал в те дни: «Сегодня подтвердилось мое мнение, что я немалый козырь для нашего правительства. Приехал специально посланный корреспондент ТАСС, чтобы сделать с меня портреты для заграничной печати. А раньше из Патриархии просили прислать биографию для журнала Патриархии и для Информбюро. Два здешних художника пишут мои портреты. Только что вернувшийся из Америки Ярославский архиепископ уже читал там, в газетах сообщения обо мне как об архиепископе – лауреате Сталинской премии… Завтра приедет из Москвы скульптор лепить мой бюст…»
Бюст сегодня находится, скорее всего, в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве, куда он был помещен сразу после создания его скульптором Михаилом Петровичем Олениным.
А вот о каких двух художниках писал архиепископ – до сих пор неясно!
Сегодня об архиепископе Луке пишут много, появляются интересные книги о нем. Меня заинтересовала одна из них. Это книга М.А. Поповского «Жизнь и житие Святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» (СПб., 2013).
В этой книге автор, между прочим, сообщает следующее. В 1946 г. незадолго до отъезда из Тамбова к Луке зашла местная художница, пожелавшая написать его портрет. Он спросил ее: «У кого учились?» Художница училась у Фаворского. Лука быстро отреагировал: «Я бы у Фаворского учиться не стал. Его стиль мне чужд. Я бы учился у Лансере».
Сомнений нет, Поповский пишет о Лебедевой, но откуда он почерпнул эту информацию?
Был ли написан Т.А. Лебедевой портрет архиепископа Луки – неизвестно, а если и был этот портрет сделан тогда, то где он сейчас? И еще интересный вопрос: была ли Лебедева одной из тех двух художников, о которых архиепископ писал сыну и которые, нужно полагать, писали его портрет по заказу, или это уже третья художница, действовавшая сама, по велению собственной души?
Моя попытка поискать в художественных или околохудожественных кругах Тамбова тех, кто когда-либо знал художницу Лебедеву, казалось, была обречена на неудачу: столько времени прошло.
Но такие люди нашлись.

Стас и Ольга Волостных
Стас и Ольга Волостных

Одна из них – Тамара Алексеевна, дочь известного живописца Алексея Николаевича Нестерова. Тамара Алексеевна была детским врачом. Сегодня ей 95 лет, но память ее прекрасно сохранила воспоминания о художнице. Александр Васильевич, отец Лебедевой, лечил Тамару Алексеевну в начале 1940-х гг., когда она была девочкой. А сама Татьяна Александровна дружила с ее отцом, бывала в доме у Нестеровых на ул. Карла Маркса. Как-то они даже вместе – Нестеров и Татьяна Лебедева – писали чей-то портрет в доме Лебедевых. Помнит Тамара Алексеевна и Бориса, брата художницы.
Вторая современница Лебедевой – Наталия Владимировна Насильникова, искусствовед, много лет проработавшая научным сотрудником в Тамбовской областной картинной галерее. Она тоже хорошо помнит, что в детские годы посещала дом Лебедевых на ул. А. Бебеля – мама художницы Мария Владимировна учила ее игре на фортепиано. Тогда Наташа и познакомилась с самой Татьяной Александровной. Но это было несколько позднее, в начале 1960-х гг., когда Лебедева уже жила в Москве и иногда, видимо, приезжала в Тамбов проведать мать.
И Тамара Алексеевна, и Наталия Владимировна одинаково описывают облик художницы: высокая, стройная, волосы на прямой рядок, сзади пучок, красивая, эффектная, смешливая.
На тамбовской земле жила и работала Т.А. Лебедева, живописец и график с выдающейся творческой биографией. Такой биографии, пожалуй, нет больше ни у кого из тамбовских художников.
Сохранился ее портрет. Мы знаем про ее отца и мать, про то, что у нее был брат Борис (по-видимому, младший). Сохранился дом, в котором она жила в Тамбове. Есть фото с открытия ее выставки в Москве в 1965 г.
Мы знаем о трех высокопрофессиональных в своей области специалистах – это искусствоведы О.И. Подобедова и В.И. Михайлов, это художник и журналист Н. А. Андреев, – которые писали о ней и оценивали ее как художницу положительно.
Она была членом Тамбовского отделения Союза художников в 1940 – начале 1950-х гг. Есть серия ее гравюр «Завод», которую у художницы в 1930 г. приобрел Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – один из самых крупных музеев Европы и один из главных художественных музеев в нашей стране! Получить более подробную информацию об этих работах или их фотографии, правда, пока не получилось, доступа в фонды музея пока найти не удается, но наверняка это дело будущего.
Мы знаем, наконец, что она участвовала в выставках в Москве, Париже и Нью-Йорке!
Мы уже много знаем про этого человека и художницу, но у нас нет главного – нет ее работ! Где же они? Поиски продолжаются.

Стас ВОЛОСТНЫХ,
Тамбов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *