Кукуруза Хрущева и долголетие

Иногда пропаганда в филателии доходит до комического.

В 1956 году в обращение вышла почтовая марка Советского Союза, посвященная Махмуду Эйвазову, колхознику из Азербай­джанской ССР. Чем примечателен этот выпуск?
Махмуд Эйвазов (1808–1960) – долгожитель села Пирасура, расположенного на высоте 2200 м над уровнем моря в Талышских горах Лерикского района Азербайджана. По официальным данным, во время всесоюзной переписи населения (начало 1959 года) Махмуду Эйвазову было сто пятьдесят лет, его трудовой стаж являлся рекордным – 135 лет. На момент выпуска марки Махмуду Эйвазову было уже сто сорок восемь лет. Однако не только этим примечательна марка. Талышский долгожитель умудрился попасть на нее дважды, с этой историей связан любопытный казус.
Первая марка была выпущена с надписью: «148-ми летний колхозник Эйвазов Мухамед Багир оглы».


После того как выяснилось, что на марке неправильно указано имя, ее срочно изъяли из употребления, поэтому среди коллекционеров это редкий экземпляр. Но оценить его можно, только положив рядом с дефектной маркой исправленный вариант, где нет наращения «ми» и указано правильное имя седобородого старца-аксакала – Эйвазов Махмуд Багир оглы. Как пишет об этом случае коллекционер А.А. Щелоков, перепутать такие имена – это так же, как назвать Михаила Матвеем.
Такой вот вышел казус! Кстати, если внимательно рассмотреть обе марки, то слева вы увидите под номиналом «сорок копеек» кукурузный початок. Это был символ сельского хозяйства хрущевского времени. Сегодня это никого уже не удивляет, но важно другое: Эйвазов в большинстве источников указан как чабан. Он всю жизнь был пастухом, в конце жизни занимался пчеловодством. Логично было бы увидеть вместо початка кукурузы отару овец. Но, видимо, это было сделано в угоду режиму. Тогда этого никто не заметил. А сейчас становится заметным и актуальным.
Эйвазову часто задавали вопрос, что понятно, о секретах его долголетия. Так вот, Махмуд считал, что главными условиями его долголетия можно назвать закаленное тело, правильное питание, климат, здоровые нервы, хороший характер и ежедневный труд. А также, по словам долгожителя, из разных источников, он никогда не пил, не курил и не врал (!).
Часто, когда Эйвазова встречали журналисты, они замечали, что он любил посещать выставку народного хозяйства в Москве. Еще о нем рассказывали такой случай: он гулял по ВДНХ, уже в возрасте ста пятидесяти лет, и его сопровождала женщина, по виду тоже очень немолодая, и вдруг эта женщина попросила мороженого. Он возмутился, мол, можешь горло простудить, стал ее отчитывать, как маленькую девочку, оказалось, что это его дочь, которой сто двадцать лет!
Сегодня эта марка может выполнить роль агитационного плаката. Своим примером Эйвазов показывает молодому поколению, как можно прожить очень долго, но при этом не потерять дееспособность и здравый смысл. Он как будто говорит: если хотите прожить столько же, ведите здоровый образ жизни. Долгожители – это те, кто живет в экологически чистой среде, в гармонии с природой.


Любая марка – это не только визитная карточка страны, но еще и символ государства. Это пропаганда, это реклама. В советский период тоже активно занимались пропагандой здорового образа жизни. Махмуд часто встречался с пионерами, то есть, можно сказать, вел профориентационную работу с молодежью. Он показывал, как правильно ухаживать за пчелами, животными. Вот так простой чабан стал известен на весь Советский Союз.
А ведь именно долголетие стало причиной появления кукурузы на марке, это был намек на то, что кукуруза – это надолго, навсегда. Комично, но факт.

Александр Николаевич Сёмин,
член Союза писателей России,
академик РАН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *