Игоревская икона Божией Матери

Игоревская икона Божией Матери – древняя чудотворная икона греческого письма, почитаемая на Руси с середины XII века. Название образа предание связывает с трагической судьбой святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за киевский престол двух княжеских группировок: Ольговичей (Олеговичей) и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались так по имени своего отца – святого Мстислава Великого († 1132), сына Владимира Мономаха; Ольговичей называли по имени их отца Олега Святославича († 1115), прозванного за его горькую судьбу Гориславичем.
В 1146 году скончался великий князь Киевский Всеволод Ольгович, который своей гордыней и пренебрежительным отношением к простому люду возбудил ненависть киевлян к себе и своим сродникам. По его завещанию киевское княжение принял его младший брат Игорь, князь Черниговский. Жители ­стольного града на кресте поклялись ему в верности, поскольку он пообещал им прекратить бесчинства, творившиеся при прежнем князе, но уже через две недели нарушили крестное целование. Киевлянам не понравилось, что новый правитель запретил им грабить дворы их недавних обидчиков, и они тайно предложили киевский престол внуку Владимира Мономаха, переяславскому князю Изяславу Мстиславичу. Близ Киева произошла битва между воинами князей Игоря и Изяслава. Киевские войска в разгар сражения предали своего законного правителя князя Игоря и перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев, а затем заточили в порубе – холодном и тесном бревенчатом срубе без окон и дверей (чтобы освободить узника, приходилось его оттуда «вырубать» топором). Вскоре князь тяжело заболел, так, что не мог принимать пищу и ходить.
В летописях об Игоре говорится не только как об отважном воине, но и как о благочестивом христианине: он весьма преуспел в вере и учёности, читал много духовной литературы, с юности проводил большую часть своего времени в молитвах, размышлениях о Боге, беседах с монахами и святыми старцами, а незадолго до смерти брата даже задумывался о постриге. Теперь же, когда он находился на пороге смерти, это его благое желание осуществилось. Думая, что он вскоре умрёт, князь Изяслав по просьбе Игоря освободил его из заточения и позволил принять постриг в Киевском Феодоровском монастыре. Однако новопостриженный монах Гавриил выздоровел и вскоре принял схиму с именем Игнатий. Ему было разрешено остаться в обители, и он проводил всё время в покаянных слезах и молитве.
Черниговские князья, двоюродные братья князя Игоря, продолжили борьбу за власть в Киеве. Они замыслили заманить Изяслава Киевского в совместный поход – с тем, чтобы захватить его. Заговор открылся, и тогда киевское вече, решив отомстить всем Ольговичам, постановило расправиться с невиновным князем-схимником. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить киевлян, а брат киевского правителя князь Владимир, пытавшийся предотвратить бессмысленное кровопролитие, сам чуть не стал жертвой ожесточённой толпы. 19 сентября 1147 года бунтовщики ворвались в храм прямо во время литургии, выволокли князя-схимника и после издевательств убили, а потом ещё и протащили его мёртвое тело за ноги по улицам города. Когда вечером того же дня останки блаженного мученика были перенесены в церковь святого Михаила для отпевания, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребён в монастыре святого Симеона на окраине Киева. Разразившаяся во время его отпевания страшная гроза, озарившая всё вокруг невиданным сиянием, привела киевлян в ужас и раскаяние. А через три года у могилы страстотерпца начались исцеления.
В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, и его союзник, черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, торжественно перенёс святые мощи, обретённые нетленными, из Киева в кафедральный Спасо-Преображенский собор Чернигова, где от них произошло множество чудес. Во время монголо-татарского нашествия на Русь рака с мощами князя Игоря во избежание их поругания была спрятана под фундаментом собора, где пребывает и поныне. Все попытки поднять святые останки наверх не принесли результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора.
В честь благоверного князя Игоря брат его Святослав Ольгович назвал своего сына – князя Новгород-Северского и Черниговского Игоря Святославича, воспетого в «Слове о Полку Игореве», который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова, где прах его покоится и поныне.
В последние минуты перед принятием мученической смерти страстотерпец князь Игорь молился перед своей келейной иконой, очень древней святыней. Впоследствии она была названа Игоревской и почиталась как чудотворная. В течение почти восьми веков чтимый образ пребывал в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, близ царских врат в приделе святого Иоанна Богослова. Небольшая икона (около 40×30 см) была украшена серебряной золочёной орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом о принадлежности её князю Игорю и о его страдальческой кончине. Иконографически это «Умиление», уменьшенный оплечный вариант знаменитой Владимирской иконы Богоматери.
Икона, от которой совершались многие чудеса и исцеления, разошлась по русской земле в многочисленных списках. Самые древние из них – второй половины XVI века – хранятся в Государственной Третьяковской галерее: один происходит из собрания П. М. Третьякова, другой поступил из Государственного исторического музея. Обе копии выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542–1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.
Самая известная и почитаемая в настоящее время Игоревская икона Божией Матери – список с первообраза – находится в Успенском соборе Московского Кремля. Подлинный чудотворный образ пропал в годы Великой Отечественной войны, когда Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван, а все древние иконы украдены фашистами.
Празднование Игоревской иконы совершается 18 июня (5 июня ст. ст.), в один день с памятью князя Игоря, канонизированного в лике благоверных князей и страстотерпцев (воспоминание перенесения мощей из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове в 1150 году).
Церквей, посвящённых святому князю черниговскому, в России немного. Тем примечательнее было возведение в Москве, в районе Ново-Переделкино, большого красивого храма (на 1200 человек) во имя святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Идея строительства новой церкви неподалёку от Патриаршей резиденции – заслуга Патриарха Алексия II. Он утвердил в 2005 году оригинальный проект и принял решение посвятить храм благоверному князю Игорю. В январе 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятил камень, заложенный в основание храма, а уже в июне 2012 года здесь была отслужена первая литургия. И, конечно же, в иконостасе нового храма есть Игоревская икона Божией Матери.

Татьяна НИКИТИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *