«Старшая сестра» в Мичуринском драматическом театре

2019 год объявлен Годом театра. Акция эта – уникальная возможность привлечь внимание к театральному искусству, поддержать интересные проекты и инициативы, сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции и достижения.
Первой яркой премьерой в рамках Года театра в Мичуринском драматическом театре (Тамбовская область) стала «Старшая сестра» по пьесе А. Володина (режиссёр – Николай Елесин).


Для большинства россиян эта история хорошо известна по советскому художественному фильму, снятому в середине 60-х годов прошлого столетия Георгием Натансоном. В киноленте снялись Татьяна Доронина, Михаил Жаров, Виталий Соломин, Леонид Куравлёв, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Инна Чурикова и многие другие знаменитые артисты.
Эта пьеса Володина также часто ставилась в Советском Союзе и продолжает ставиться в России. Именно из этой истории многие наши соотечественники помнят вопрос Белинского: «Любите ли вы театр?» И, естественно, для театральной публики эта пьеса давным-давно уже стала классикой.
«Лишь ненормальный психически человек может утверждать своим творчеством, что жизнь ужасна. Только – помогать жить. Потому что другой жизни – вместо этой, лучше этой  – не будет», – когда-то оправдывался Александр Володин, которого советские идеологи обвиняли в дегероизации. Действительно, в его ­лирических пьесах изображены совершенно простые люди, не совершающие никаких героических поступков. Они живут своей обыденной невзрачной жизнью, но честно и достойно живут, заставляя всех вокруг становиться лучше.
Именно поэтому, быть может, Н. Елесин определяет жанр своего спектакля как «размышление о счастье в 2 частях». Мичуринский театр предлагает свой взгляд на эту историю. По словам режиссёра, спектакль «Старшая сестра»  – попытка прочесть пьесу с позиции дня сегодняшнего. И действительно, в каких-то моментах эту постановку от уже названного фильма отличает более жёсткая, более ироничная трактовка и в целом иная оценка действий героев.
Перед началом спектакля, пока публика собирается, в фойе театра запускается пролог, автором-составителем которого выступил артист театра Сергей Холкин. Пролог настраивает зрителя на настроение будущего представления. В интермедии звучат стихи и песни 60-х годов XX века.
Почти в самом начале спектакля мы слышим диалог сестёр:
– В чём счастье нашей жизни? Счастье в труде?! Некоторые считают, что нельзя отказываться от личного счастья во имя труда…
– Трудиться для себя – это не приносит ни радости, ни счастья. Надо трудиться для других…
– Мне кажется, сказать: «Я счастлива» – просто неудобно, как бы сознаёшься, что большего тебе от жизни не нужно, ты довольна тем, что есть. Но всё-таки хорошо, когда человек умеет радоваться и тому, что есть.
– Но не каждый человек способен испытать счастье. Хорошо извлекать для себя счастье из всего – из того, какая сегодня ночь, какое небо, какие люди вокруг…
И, в общем-то, вся дальнейшая история показывает нам, «какие люди вокруг». А люди-то разные, но все как один ищут своё счастье, надеются на него, хотя само понимание счастья меняется со временем, меняется вместе с людьми.
Оригинально подходит режиссёр к видению остановки спектакля. Действие на сцене развивается как бы в вагоне поезда. Рампа сверху переливает свет, как это обычно бывает в ночном поезде. Два яруса пассажирских мест плацкартного вагона. Зритель видит сразу несколько купе.
Оба действия спектакля начинаются с ритмической прелюдии, во время которой герои сидят в одном вагоне, отбивая каждый свой ритм по разным предметам, создавая крайне оригинальное музыкальное звучание и настроение для зрителя. Создается стойкое впечатление, что каждый из героев в этот момент находится в своём микромире, живёт своими проблемами, погружён в свои мысли. И кажется, что здесь всё как в современном мире  – человек может находиться среди огромной многолюдной толпы, но быть, как говорится, на своей волне или совершенно одиноким и брошенным.
В судьбе старшей сестры Нади были и есть лишения, устремления, желания и мечты, как, впрочем, и у сотен других людей на этом свете. Однако у неё есть и чувство долга перед дядей, и мера ответственности за младшую сестру Лиду. Всё это уверенно проживает на сцене артистка Наталья Попова. Все уже названные чувства остаются с Надей всю жизнь, но трансформируются по мере взросления, по мере изменения жизни героини. За этим интересно наблюдать в работе актрисы.
За ростом и развитием Лиды в исполнении артистки Ксении Морозовой также любопытно следить. Из юной идеалистки, верящей в правильность мира, в верность жизненных позиций сестры и дяди, Лида становится дерзкой студенткой, уверенной только в себе и надеющейся только на себя. Однако, как часто бывает в жизни, эта самоуверенность ставится под удар. В ключевой финальной сцене Лида задаёт вопрос: «Как же теперь жить? Как жить дальше?» И этот вопрос так ставится актрисой, что внимательный зритель наверняка вернётся к нему не один раз в ближайшее время после похода в театр.
Интересным открытием для зрителя Мичуринского театра стал новый актёр труппы Павел Шуть, сыгравший Кирилла, друга детства и первую любовь Лиды. Эта любовь и станет камнем преткновения в поисках счастья героев.
Тонок подход к работе и у артистки Элеоноры Моревой, исполнившей роль Шуры, жены Кирилла. Из последних моральных сил героиня борется за своё счастье и готова жертвовать собой ради счастья любимого человека.
Украшает спектакль участие заслуженных артистов России Виктории Дзидзан и Якова Волговского, исполнивших роли членов приёмной комиссии. Небольшой, на первый взгляд, эпизод становится поворотным для жизни не только Нади, но и её сестры и дяди.
Постановку отличает душевное музыкальное оформление. Во время действия помимо фонограммы звучит живая музыка – гитара и аккордеон. На инструментах играют артисты театра Андрей Шепелев, Сергей Дубровский и Андрей Широкий. Многие мизансцены ритмически перекликаются с теми музыкальными лейтмотивами, что звучат во время спектакля. Это безусловные успех и заслуга режиссёра – выпускника Российской академии музыки имени Гнесиных.
В целом от спектакля остаётся добрый и светлый след. Постановка заставляет зрителя задуматься о своём счастье, ведь оно, счастье, есть у каждого, только нужно его разглядеть, понять и почувствовать.

Роман ЛЕОНОВ,
член Союза журналистов России
Фото: Вадим ИЗМАЙЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.