СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории… Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковлённость, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Во времена Российской империи казачьи войска имели свои административные территориальные образования – Войска. Управление этими территориальными казачьими образованиями велось наказными атаманами, которые назначались императором. Таких Войск в Российской империи было одиннадцать. Наиболее многочисленным являлось Войско Донское.
После революционных событий 1917 года казачьи войсковые территории, исторически сложившиеся в течение многих столетий, были упразднены. Вместе с этим уничтожалось казачество как опасная группа, способная к моментальной самоорганизации. Кроме этого, казаки считались защитниками веры и царя. Новая большевистская власть сделала всё возможное, чтобы искоренить не только казачий уклад жизни, казачье самоуправление, но также и православную веру.
Спустя десятилетия казачество начало возрождаться, а вместе с этим и православная история казачьего народа. Одной из особенных составляющих исторической православной традиционной жизни казаков было почитание святых. Для казаков святые являются небесными покровителями в личной и семейной жизни, а также всего Войска. В истории каждого казачьего Войска был свой покровитель. Ему служили молебны, обращались в молитвах перед походом и боем. В жизни каждого казака и казачки святой покровитель играл особую духовную роль. Это был в первую очередь небесный защитник как самого казака-воина, так и его семьи. С именем Господа, Богородицы и святого покровителя казаки шли в бой и возвращались домой. Сейчас, спустя многие десятилетия, православная традиция казаков вернулась в войска. Сейчас насчитывается двенадцать современных казачьих Войск, столько же святых апостолов.
Покровители казачьих Войск
Образ «Покров Пресвятой Богородицы» – самый почитаемый в Войске Донском. Казаки почитают этот образ в память о чуде, которое было явлено во время «Азовского сидения» – так называют знаменитую оборону Азова донскими и запорожскими казаками в 1641–1642 годах. Когда стало ясно, что силы иссякли и оборонять Азов уже нет возможности, казаки решили идти в рукопашную схватку. В ночь на 1 октября, в канун праздника в честь иконы «Покров Пресвятой Богородицы», казаки после молитв выступили из Азова. Некоторым явилось видение – Пресвятая Богородица идёт перед ними и указывает путь, защищая их своим Покровом. Когда утром начало светать, землю покрыл густой туман. Таким образом, казаки невидимо приблизились к турецкому лагерю. Лагерь оказался пустым. Ночью турецкий паша снял осаду Азова и отвёл войска к кораблям. Казаки увидели явное чудо и защиту пресвятой Богородицы!
Праздник в честь иконы «Покров Пресвятой Богородицы» также является и всеобщим традиционным праздником казачества. Он отмечается во всех казачьих войсках, так как Покров Пресвятой Богородицы является защитой для каждого казака. Этот праздник стал духовной составляющей жизни каждой казачьей семьи, каждого хутора и станицы.
Табынская икона Божией Матери – покровительница Оренбургского казачьего войска. Она сопровождала предков казаков с давних времён. Во время Гражданской войны эту икону спасли казаки атамана Дутова. Чудотворная икона пребывала в Китае, потом в Сан-Франциско. В настоящее время её местонахождение неизвестно. В 1992 году по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона крестный ход со списком иконы был возрождён. С 3 июня 2010 года начался круглогодичный крестный ход Оренбургского казачьего войска с Табынской иконой Божией Матери. С крестным ходом этот образ Пресвятой Богородицы побывал в приходах России, Сербии, Абхазии, Южной Осетии. В 2013 году икону пронесли с крестным ходом по Афону и подняли на самую вершину Святой горы.
Великомученик Георгий Победоносец – покровитель Волжского казачьего войска и новообразованного современного Центрального казачьего войска. Святой Георгий Победоносец является покровителем всех русских воинов. Высшая военная награда Российской империи носила имя Святого Георгия. Императорским военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия были награждены многие казаки и офицеры.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, – покровитель Иркутского и Сибирского казачьего войска. Именно святитель Николай Чудотворец помогал первым казакам-первопроходцам в освоении Сибири, морских путей, и эта путеводная помощь оставила в исторической памяти его светлый образ.
Святой Алексей, человек Божий, – покровитель Забайкальского и Уссурийского войска. По повелению российского императора Николая I именно в День святого Алексея было создано Забайкальское казачье войско.
Апостол Варфоломей – покровитель Терского казачьего войска. Святой апостол Варфоломей просвещал язычников Малой Азии. Император Александр III своим указом от 24 декабря 1890 года установил проводить 25 августа (7 сентября по новому стилю) Большой круг Терского казачьего войска и считать этот день войсковым праздником. Таким образом, День памяти святого апостола Варфоломея стал войсковым праздником терцев.
Защитник земель русских, святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Кубанского казачьего войска. Центром его духовного окормления является войсковой собор имени Александра Невского в Краснодаре. В этом старом разрушенном храме до событий 1917–1918 годов хранились регалии Кубанского казачьего войска.
Архангел Михаил – покровитель Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сооружённый в 1751 году в городе Яике (Уральске) войсковой храм был назван в честь Архангела Михаила. В истории яицкого казачества упоминается важный факт. При переходе в православие некоторые калмыки, якуты и буряты, служившие в войсковых казачьих подразделениях, нарекались именем Михаил. Во время Гражданской войны в 1918 году Уральский войсковой съезд утвердил крест (орден) Архангела (Архистратига) Михаила. Этой боевой награды удостаивались казаки и офицеры, которые отличились в боях против Красной армии.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил 1 сентября (19 августа по ст. стилю), День иконы Божией Матери «Донская», праздником православного казачества. Согласно преданию, икона Божией Матери «Донская» была преподнесена православными казаками святому благоверному князю Дмитрию Ивановичу (Донскому) перед Куликовской битвой. В «Гребневской летописи, или повествовании об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составленной в 1471 году, говорится: «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы».
Кроме покровителей казачьих войск в истории казачества светятся благочестивые имена святых казаков. Пройдя с честью и верностью свой земной путь, воины Христовы вошли в сонм святых подвижников Божьих. С «небесных станиц» они своими молитвами и чудесами помогают достойно нести звание воина Христова – казака!
Слава Богу, что мы казаки!
Игорь МАРТЫНОВ,
атаман Межрегиональной общественной
организации «Союз донских казаков»