К 105-ЛЕТИЮ
Даниила ГРАНИНА

Александр БАЛТИН

1

Гранина отличало обстоятельное, крепкое письмо, замешанное в равной мере и на таланте, и на знании действительности – разной до прожилок, от военной трагедии-подвига до научной работы, всегда столь важной в недрах человечества.
Была и молодость, свежесть: в центре повествования «Иду на грозу» два молодых учёных, их история, разворачивающаяся в период оттепели, период призрачно-конкретных (всё или почти всё амбивалентно в жизни!) надежд.
И тут – развитие науки, поддержка молодых учёных, определённая свобода в высказываниях и суждениях как следствие… с одной стороны, порыва «догнать и перегнать!», с другой – веяний новых, ещё не виданных в Союзе времён.
Конкретное и вечное совмещаются в недрах и пластах человеческого бытования: вопрос морального выбора всегда очень остёр для Гранина, и то, как решается он, говорит о мере постижения писателем жизни, равно и об ощущении ответственности за слово, за построение текста…
Книга шире, конечно, научных изысканий: она выплёскивается в действительность историей времени, данной в деталях, неповторимых, теперь уже полузабытых.
«Блокадная книга» звучит набатом, сильно бьёт в нынешние умы, слишком замороченные призраками эгоизма и прагматизма, в души, окосневшие от бесконечных сует.
Книга горяча – это сгусток кровавых, голодных свидетельств и поток дымящейся общенародной памяти. Она обжигает.
Свидетельства о блокадной жизни идут страшной чередой, звучат голоса уцелевших, но они не срываются на крик – криком представляется общий тон книги: как такое было возможно?
Дневники трёх человек – трёх очень разных людей, – составляющие вторую часть книги, вливаются в современность расплавом эмоций такой силы, что кажется, действительность должна быть другою.
Нет, она по-прежнему захлёбывается в эгоизме.
Сплав биографии и романа продемонстрировал Гранин в книге «Зубр», чьё дыхание естественно и мысли неординарны, как жизнь Тимофеева-Ресовского, живописанная ярко и с тою мерой погружения в исследовательскую глубину, что завораживает.
Д. Гранин, прожив очень долгую жизнь, оставил наследие яркое, переливающееся многими красками человечности и… вечности, куда и отправляются лучшие книги.

2

Учёные не нарушают старый методологический принцип, известный как бритва Оккама, ибо не умножают сущности без надобности, но привносят в человеческую данность новые, объясняя их и тем самым укрепляя позиции человечества на Земле.
Скорее литераторы, насыщая реальность массою текстов, грешны перед Оккамом, впрочем, совсем не размахивающим бритвой.
Итак, книги об учёных интересны вдвойне: их не рассечёт метафизическое лезвие.
Идущий на грозу знает силу, ему противостоящую, и то, что готов отдать свою ради нового знания, характеризует его ярко.
Они яркие вообще, персонажи Гранина, ибо держатся мысли и их держит мысль, а интриги можно посчитать противостоянием разных школ, ибо научные мировоззрения могут сшибаться, как льдины в период ледохода…
И в стиле Даниила Гранина есть нечто от научного поиска: строгость и точность, сила и компактность.
Это реализм класса А, когда поиск очевиден, а фантомам фантазий места нет.
И не надо, ибо бритва Оккама может резать остро, если противостоять ей попусту.

3

Никто ничего никому не должен, однако «Блокадную книгу» должен прочитать каждый.
Чтобы понять, как можно выжить, когда выжить нельзя, и что подлинно ценно в жизни, а что представляет собой фантазиями нанесённую тину.
Д. Гранин работал в литературе долго, много, разнообразно: он дебютировал ещё в 1937 году – рассказами, посвящёнными Парижской коммуне; а последние его книги выходили в десятых годах двадцать первого века; он видел все векторы развития страны, шёл с ней, жил её болью и проблемами; и художественность его книг, казалось, несколько менялась – от прожитого, передуманного, узнанного.
Он широко и сложно узнал войну, будучи командиром и познав изначальный чёрный морок отчаяния, когда казалось, всё рухнуло…
Он писал рассказы и очерки, опубликовал повесть о Ярославе Домбровском, а известность получил после выхода романа «Искатели».
В нём уже проявляются главные интересы Гранина: учёные, их миры, напряжённая пульсация мысли, изобретатели, вопросы нравственности и полюса гражданской позиции.
Д. Гранин всегда чётко и интересно выстраивал сюжет, любые ответвления оного работали у него на главную мысль, равно как и на характеристики персонажей; и в «Искателях» именно качество языка, фактурного и объёмного, и плетение сюжета избавляют читателя от рутины среднестатистических тогдашних книг.
Дружба-соперничество физиков, развёрнутое панорамой в романе «Иду на грозу», связано и с целеустремлённым цинизмом одного, и с интеллигентной бескомпромиссностью другого; исследования природы грозы, сулящие успехи, и столкновение с чиновниками; и снова – добротность хлебного языка, благодаря которому и выстраивается крепкое здание романа.
Затем в книге «Эта странная жизнь» раскрывается жизнь профессора Любищева, разработавшего сложную систему учёта времени, которого может не хватить на реализацию его грандиозного проекта…
Творчество, в разных ракурсах, проявленное с разной силой, разнообразное само по себе, как основная мера жизни – таково сияющее кредо Д. Гранина, раскрывавшего оное во многих книгах, интересно читающихся, заставляющих думать.
…И всё же «Блокадную книгу» стоило бы прочесть всем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.