Православная Молдавия

Роман Леоновroman-leonov

Паломничество – одна из древнейших благочестивых традиций христианского мира. Паломники отправляются в дальний путь, чтобы поклониться различным святыням, насладиться благодатью святых мест, отдохнуть душой.

Сегодня маршруты паломничества многочисленны и разнообразны. Можно отправляться по святым местам самостоятельно, можно с помощью туристических компаний, которые подберут паломнический тур на любой вкус и достаток, можно открывать для себя святыни Отечества, а можно далеко за пределами России.

Сегодня хочется поделиться с читателем своими впечатлениями от паломничества по Молдавии.

Республика Молдова (прежде союзная, а теперь, последние почти двадцать пять лет, имеющая суверенитет) – очень радушная и зеленая страна. В любом ее городе столько парков и скверов, что невозможно наткнуться на «каменные джунгли» к которым любой европеец давным-давно привык. А что уж говорить про сёла и небольшие деревушки?! И если попасть в те края весной, то можно, не скрывая восторга, оказаться в прекрасном саду, что пьянит сладким ароматом цветущих вишен, яблонь, персиков и сирени! А конец лета – начало осени дарит каждому, приехавшему в Молдову, яркие впечатления от изобилия спелых и сочных фруктов, которые выращены в этой солнечной стране.

pravoslavnaya-moldaviya-6
Кафедральный собор Рождества Христова

Такой, наверное, Молдавию знает практически все старшее поколение, имевшее возможность бывать там в советские годы, да и большинство молодых людей, ведь любой путеводитель говорит примерно об этом. Но, к сожалению, мало кто знает, что Молдова кроме вина, фруктов, обильного солнца и зелени, может похвастаться и прекрасными монастырями, и величественными соборами, со сложной историей и интересной судьбой.

В самом центре Кишинева – столицы республики Молдова — стоит кафедральный собор Рождества Христова. Собор был построен в XIX веке, в 1830-1836 годах. Уже тогда это впечатляющее здание было задумано как главный храм города. По инициативе митрополита Бессарабии Гавриила Бэнулеску-Бодони и заказу генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии Михаила Воронцова проект собора разработал архитектор Авраам Мельников. Собор возведен в стиле русского классицизма и имеет четыре фасада, к которым примыкают портики с шестью колоннами и фронтонами каждый. Рядом с храмом возвели четырехуровневую колокольню. Интерьер храма украшали великолепные фрески.

Во время Второй мировой войны, в июне 1941 года, собор был сильно разрушен в результате бомбардировок, однако его реставрация началась уже спустя несколько месяцев. В 1962 году по приказу администрации города была взорвана колокольня, а само здание Кафедрального собора передали под выставочный центр Министерства культуры СССР.

pravoslavnaya-moldaviya7

Здание церкви было возвращено верующим только в начале 90-х годов, тогда и начались реставрация и восстановление храма. Ремонтные работы длились почти шесть лет, но конца реставрации не было видно. Тогда, в 1995 году, на помощь кафедральному собору пришел президент Молдовы, который издал указ «об ускорении реставрации Кафедрального собора Рождества Христова» и уже на следующий год все работы были завершены. Были проведены также работы и по восстановлению колокольни, строительство которой закончилось в 1997 году.

Совсем недавно закончилось и восстановление внутреннего убранства и отделки собора. Собор украшен изумительными росписями. С икон взирают на прихожан и легко узнаваемые Христос Спаситель, Божия Матерь, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие великие подвижники благочестия, и мало знакомые русскому паломнику святые Собора Молдавских Святых.

В кафедральном соборе Кишинева также покоятся останки архипастырей Молдавской земли.

Сегодня здесь регулярно ведутся Богослужения. Собор открыт для верующих с раннего утра до позднего вечера.

Из столицы мы отправляемся в Старый Орхей.

«Старый Орхей» — археологический комплекс, расположенный в 60 км к Северо-Востоку от Кишинева. Это целый музей под открытым небом, который представлен системой исторических памятников и природных ландшафтов. Великолепный вид и следы исчезнувших городов-крепостей потрясают каждого посетителя.

Но самое интересное для паломника, что Старый Орхей знаменит своими скальными монастырями. Эта территория была идеальной для монашества в раннем христианском обществе. Она была совершенно изолирована от внешнего мира.

pravoslavnaya-moldaviya-4
Археологический комплекс «Старый Орхей»

Возможно, что в скалах первые пещеры были высечены еще доисторическими племенами, жившими на этих территориях те времена, за долгие-долгие века до прихода сюда христиан.

Христианская жизнь в скалах Старого Орхея стала священной и вечной. В средние века распространение монашеской жизни заставило монахов углубиться в скалы. Они расширяли существующие пещеры и высекали новые. Некоторые пещеры хорошо сохранились до нашего времени, и открыты сегодня для посещения, а некоторые были повреждены или вовсе разрушены, в основном землетрясениями, которые часты в этом регионе. Историки часто рассказывают, что десятки монастырей обрушились в воды реки Реут, однако много комплексов до сих пор в хорошем состоянии.

Строится монашеская община в Старом Орхее и сегодня. Не так давно было закончено строительство храма, а теперь строятся братский корпус и гостиница для паломников.

Старый Орхей завораживает своей благодатной тишиной и спокойствием. Здесь нет суеты. Весь мир кажется таким далеким. Молитва сама так и просится на уста. Душе здесь уютно и тепло. Хочется оставаться тут вечно…

pravoslavnaya-moldaviya-2
Монастырь Косэуцы

Но мы отправляемся дальше. Едем в Сорокский район в село Косэуцы, что находится примерно в 160 километрах от Кишинева.

Здесь, как говорят местные жители «в глубоком ущелье, расположен старый средневековый монастырь, который был восстановлен за последние годы мастерами-каменщиками».

Данные исследователей по вопросу основания монастыря в Косэуцах таковы: вероятно, что монашеская жизнь зарождается здесь еще в начале XVI веке, когда возникает первое документальное упоминание об этом населённом пункте. А относится это упоминание к 3 января 1509 года. Ученые предполагают, что грамотность привносят в эти края монахи, которые, по-видимому, становились отшельниками в ущельях неподалеку от селения.

Далее известно, что официально обитель берет свое начало в 1729 году как скит, приписанный к Хушской епархии, административно подчиняясь монастырю Келеушеука. И только в 1810 году скит получает статус самостоятельного мужского монастыря.

Обитель в с. Косэуцы в это время расцветает буйным цветом. Благодаря ему в начале XIX веке начал возрождаться и монастырь Вэрзэрешты, который долгое время был осиротевшим после разорения татарами. Но вскоре для обители наступают непростые времена, и она постепенно увядает.

Через примерно десять лет существования монастырь был закрыт, но не был оставлен. Некоторые монахи остались жить в официально закрытой обители, поддерживая в не посильный порядок. Но в начале ХХ века старый монастырь был окончательно разрушен землетрясением и оползнем, сохранилась только часть монастырского кладбища.

Новую жизнь этот монастырь обрел только в 1994 году, когда на новом месте, выше по склону, из косэуцкого камня была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда же и рождается Покровская женская обитель.

Сегодня обитель живет скромно. Населяют ее всего три монахини, включая матушку Поликсению, настоятельницу Покровского монастыря.

Справляться с хозяйством (а на монастырской земле разбиты достаточно большие огороды и есть небольшое подворье) монахиням помогают трудники, что регулярно прибывают в обитель.

Монастырь расположен в живописном ущелье, стены которого густо покрыты деревьями и кустарниками. И среди этого буйства зелени притаился островок духовного и спасительно очарования.

От монастырской церкви вниз ведет каменная лестница, которая направляет паломников к пруду, где водится рыба.

По тропинкам от пруда отправляемся к святому источнику, где чистая и вкусная родниковая вода не только утоляет жажду, но и наполняет душу радостью.

Кроме молитвы, здесь приятно просто сесть на лавочку у пруда и наслаждаться окружающим видом, шумом речки, что течет неподалеку, и свежим воздухом.

Это только малая часть православной Молдовы, но даже этого хватит, чтобы возвратиться домой преисполненным высоких чувств и с искренней благодарностью в сердце Богу за подаренные мгновения духовного подъема и счастья.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *